В настоящее время в связи с изменившимися условиями финансового рынка мошенничество вуказанной сфере зачастую связано с использованием новых механизмов и инструментов (call-центры, дроп-сервисы).
Мошенническая схема представляет собой выстроенную иерархию в виде пирамиды, на вершине которой находится организатор.
Есть так называемые «заказчики», то есть лица, концентрирующие в своем распоряжении преимущественную часть денежных средств, полученных преступным путем.
«Заказчики» подбирают «дроповодов», которые, в свою очередь, определяют круг конкретных исполнителей, то есть «дропов».
«Дропы» могут как непосредственно принимать участие в цепочке переводов или же продать (отдать) свою банковскую карточку «дроповоду» вместе с реквизитами счета и пин-кодом.
При этом, сами «дропы» становятся соучастниками преступления, даже если до конца не понимают последствия своих действий. Чаще всего в «группу риска» попадают подростки, студенты, которые ищут быстрый заработок, и доверчивые пенсионеры.
Способами приискания подставных лиц могут быть как личные знакомства, так привлечение граждан посредством размещения объявлений с предложением интересной работы с получением легкого заработка и перспектив карьерного роста.
Банками непрерывно проверяются операции в целях выявления клиентов с признаками «дропа», указанные лица ставятся на дополнительный учет, вводятся ограничения на получение ими новых карт, иных электронных средств платежа и на проведение финансовых операций по выпущенным картам.
При выявлении банками состава и участников дроп-схемы по обналичиванию денежных средств, информация о таких клиентах и операциях направляется в правоохранительные органы.
Участие в преступных схемах в качестве «дропа» влечет уголовную ответственность, в том числе по статьям 187 (неправомерный оборот средств платежей), 159 (мошенничество) Уголовного кодекса Российской Федерации.
Чтобы не стать жертвами мошенничества в сети «Интернет» и с использованием различных информационных технологий необходимо знать следующее:
- представители госучреждений никогда не звонят, чтобы сообщить или узнать какую-либо персональную информацию о вас (данные паспорта, банковских карт, код доступа к кредитной карте и тп);
- если звонящий называет Вас по имени и отчеству и знает Ваш адрес, семейное положение и другую информацию, это вовсе не означает, что он является официальным лицом (такие данные можно получить разными способами). В таком случае Вам необходимо спросить имя, фамилию и занимаемую должность звонящего, перезвонить в организацию и убедитесь в том, что Вас не обманывают;
- если по телефону Вам звонит близкий человек, говорит, что попал в бедуи просит прислать денег через курьераили перевести на какой-либо счет, не спешите этого делать,перезвоните звонившему, а если он не возьмет трубку, переговорите с другими родственниками;
- чтобы пенсионер смог получить социальные выплаты, работники территориальных Социального фонда Российской Федерации никогда по телефону не предложат ему перевести деньги на счет и не потребуют сообщить персональные данные, а также номера банковских реквизитов.
Если вы все-таки стали жертвой злоумышленников, постарайтесь как можно скорее обратиться в ближайший отдел полиции или позвонить по телефону 02 (с мобильного 102). |